ИНСТРУМЕНТЫ.
Ножницы простые и для металла, если толщина пластины более 0,7 мм. Наковальня стальная и свинцовая, пара молотков (плоский и с закруглениями) и напильников, набор надфилей и наждачная бумага 150 - 1000 зернистости. Паяльник мощностью 40 и 200 ВТ, наждак со сменными камнями и войлочным кругом с пастой ГОИ, электродрель и бормашинка, свёрла по металлу. Кусачки, плоскогубцы, круглогубцы, пинцет, шило. Руки, глаза, голова и душа, терпение и усердие.
МАТЕРИАЛ.
Для изготовления блесны секушки использую листовое серебро, медь и латунь толщиной 0,2 мм. Не меньше, т.к. данный достаточно толстый слой металла позволяет с помощью напильника сгладить огрехи при выдавливании чешуйки. Стачивая напильником слой металла создаю чистоту линии заготовке без опасения снять всю толщину 0,2 мм заготовки и добраться до олова. Чаще всего основа, т.е. выпуклая часть секушки у меня серебренная, а пластинка на вогнутой части выполнена из меди. Это расцветка для окуня, но возможны варианты. В арсенале присутствуют чисто серебренные, латунные и медные односторонние секушки из пластины металла толщиной 0,7 - 1,0 мм.
Забегая вперёд скажу, что сделать такую секушку – проще простого. Это, как два пальца… (тьфу ты, заговорился…), как два килобайта на мыло скинуть!
В качестве вспомогательных материалов использую обычный припой (олово в виде проволоки с канифолью) и паяльную пасту для пайки цветного металла, медная проволока диаметром 0,25 мм служит для увязки крючков.
ВЫБОР КРЮЧКОВ.
К этому вопросу отношусь скрупулёзно всегда и везде. Моё рыбацкое кредо гласит:
если уж дождался поклёвки, то реализовать её надо всенепременно!
Крючки для блесны секушки должны быть острые, но не слишком тонкие, не как для поплавочной ловли, а типа фидерные или матчевые. Крючки с формой "орлиный клюв" не применяю, известно, что они отлично удерживают рыбу при вываживании, но страдает подсекаемость в момент поклёвки. В нашем случае «разговор с рыбой ведётся на коротке» и при вываживании сходы крайне редкие, а вот лучшую реализацию поклёвок, особенно при слабом клёве, когда хищник «футболит» блесну иметь желательно. Толщина проволоки крючка на секушках длиной 20-25 мм у меня 0,5-0,6 мм, это как раз крючки OWNER Furansu №6 или OWNER Tenkara long-d № 10 или KAMASAN 525. Для секушек 25-35 мм использую крючки толщиной 0,6-0,65 мм OWNER Furansu №5 или OWNER Tenkara long-d № 8. Некоторый запас прочности должен быть и при экстремальных нагрузках крючки на секушке должны не ломаться, а разгибаться. Перепаивать крючки на секушке почти всё равно, что делать заново.
МАТРИЦА И ПУАНСОН.
У меня несколько универсальные, изготовленные из твёрдой древесины дуба или бука. Для более точной подгонки или при экспериментах для придания чешуйке особой формы использую свинцовую болванку, отлитую в широкой консервной банке и применяю её в виде наковальни. На ней тоже есть углубления по форме будущей чешуйки секушки. С помощью болта с круглой головкой (или иной выколоткой) диаметром на торце в виде полушария порядка 3-5 мм способом чеканки дополнительно придаю заготовке необходимую форму. Иногда использую молоточек из детского конструктора с закруглёнными краями. Отожжённый цветной металл толщиной 0,2 мм легко поддаётся обработке и придать необходимую форму чешуйке труда не составляет.
САМ ПРОЦЕСС ИЗГОТОВЛЕНИЯ БЛЕСНЫ
сборки блесны довольно прост.
1. Листовое серебро, медь или латунь разогреваю на газе до красна и опускаю в холодную воду, материал становится мягким и легко поддаётся смятию, вытягиванию, чеканке.
Вырезаю чешуйку по шаблону, они у меня сделаны для всех размеров от 20 мм до 35 мм с шагом в 2 мм. Поклонники программы автоматизированного проектирования AutoCAD вполне могут изготовить шаблоны и развёртки блёсен, наклеить вырезки на листовой металл и вырезать заготовку секушки точно по компьютерному чертежу. Так точнее и удобнее подготовить заготовку для секушки или блесны. Необходимо учесть, что после придания чешуйки требуемой формы размеры готового изделия уменьшатся примерно на 1 мм по ширине и на 2 мм по длине.
А вообще-то касательно размера секушки я считаю, что на 1 мм секушка меньше - на 1-ого окуня больше! Если при поклёвке на блесну окунь в основном бьёт непосредственно подвесной тройник или одинарный крючок на цепочке, то в нашем случае рыба хватает секушку полностью. И вряд ли у неактивного окуня появится желание полностью заглатывать объект в виде секушки размером 45 мм. Скорее, даже «горбач», позарится на секушку меньшего размера.
Конечно, на глубине более 3 м требуется и секушка длиной не 20 мм, а соответственно больше. На такой глубине большая секушка длиной 30-35 мм и массой порядка 3,5 гр на леске 0,14 мм будет играть так же хорошо, как секушка 25 мм, массой 1,7 гр на метровой глубине на леске 0,12 мм.
2. Внутреннюю сторону чешуйки зачищаю наждачкой, смазываю паяльной пастой и облуживаю. С помощью матрицы и пуансона задаю ей нужную форму (изгиб в поперечном и продольном направлении). Аналогично приготавливаю вторую чешуйку, она меньше первой примерно на 1/3. И её я не отжигаю, т.к. изгиб этой чешуйке я задаю минимальный, а не отожжённый металл меньше подвержен возможной деформации в процессе эксплуатации. Я говорю о том, что моя секушка «Планирующая» длиной 25 мм, даже спаянная из двух пластинок имеет достаточно тонкую хвостовую часть порядка 0,5-0,7 мм, которая может погнуться.
3. Аккуратно и с некоторым запасом на торцах обеих чешуек намечаю отверстие шилом, сверлом 1,5 мм просверливаю отверстия. В процессе обтачивания и шлифования спаянной секушки её торец в районе отверстия незначительно, но неизбежно стачивается «на нет» и после снятия на отверстии фаски расстояние от отверстия до торца секушки может быть слишком мало.
4. Два крючка увязываю медной проволокой 0,25 мм, смазываю паяльной пастой и облуживаю. Лишнюю длину удаляю кусачками, длина спаянных частей цевья крючков примерно 5 мм.
5. Чешуйки по отверстиям соединяю шилом или иглой и фиксирую на деревянной дощечке, паяльником разогреваю верхнюю короткую чешуйку и они спаиваются между собой. Первоначально перед спайкой на обе чешуйки наношу несколько избыточный слой олова, тогда отчётливо видно, когда олово расплавится на обеих чешуйках и они плотно сомкнутся между собой.
6. Спаянные чешуйки зажимаю в приспособлении для вязания нахлыстовых мушек или с помощью струбцинки, зажатой в тисках для того, чтобы в процессе пайки крючков обе чешуйки не имели бы возможность распаиваться и смещаться и для удобства точного расположения крючков по продольной оси секушки.
7. Пинцетом на намеченное место устанавливаю крючки и припаиваю их. При этом уже на данном этапе напаянному олову создаю некоторую асимметричность. С одной продольной стороны секушки в районе припаянных крючков слой олова минимальный, а с другой стороны постепенно наращиваю бугорок олова до необходимого размера (высоты). Также напаиваю олово на крючки и в поперечном направлении секушки. Таким образом, оловом не только припаиваю крючки к блесне, но и постепенно наращивая бугорок олова смещаю центр тяжести секушки в запланированном месте.
8. Спаянную секушку отмываю от канифоли и остатков паяльной пасты в нитро растворителе. На крючки плотно надеваю защитные кембрики и придаю заготовке требуемую форму с помощью напильника и надфиля. Напаянное с некоторым избытком на крючки олово стачиваю треугольным напильником и надфилем до указанных на эскизе размеров. Затем зачищаю поочерёдно наждачной бумагой 150-200-400-600-1000-ой зернистости и полирую на войлочном кругу с применением пасты ГОИ.
9. На отверстиях с двух сторон сверлом 5 мм снимаю фаску. Оснащаю блесну заводными качественными колечками размера 00.
10. Дальше провожу испытание секушки в ванне и при необходимости корректирую её игру путём изменения её изгиба (угла атаки) или стачивания/наращивания части напаянного олова. Окрашиваю и при желании покрываю секушку прозрачным влагостойким лаком.
ПАРУ СЛОВ ОБ «ИГРЕ» СЕКУШКИ
Итальянский скульптор, как утверждают искусствоведы, изваял своего Давида не идеально. Один глаз у него несколько косит. Я тоже изготавливаю «Планирующую» секушку «косоглазой». Если относительно косоглазия Давида есть мнение, что создатель шедевра намеренно изваял статую античного юноши с этим дефектом. Так или иначе, но свою секушку я намеренно и достаточно явно сделал «косоглазой». И здесь уместно шедевральное Пушкинское:
И опыт - сын ошибок трудных, и гений – парадоксов друг!
Ошибок было предостаточно, опыта тоже. И в один прекрасный момент ошибка в желаемой симметрии напайки олова на крючки привела к тому, что при первичном тестировании в ванне секушка стала работать лучше, интереснее с моей точки зрения. Дальше – больше.
- ничего себе, девки пляшут!; - подумал я.
И теперь уже всегда треугольным напильником под углом порядка 20 градусов я стачиваю олово с одной стороны и до продольной оси симметрии секушки. С другой стороны бугорок олова имеет сферическую форму. Всё это указано на эскизе секушки.
А теперь, уважаемые Знатоки, внимание на экран!
Через одну минуту Вам предстоит пояснить «игру» секушки. Тишина в зале!
«Планирующая блесна» при взмахе удильника отклоняется от вертикали на 10 – 20 градусов, при этом активно переваливается с боку на бок. Эти колебания схожи с игрой широкой щучей колеблющейся блесны при спиннинговой проводке. Далее в верхней мёртвой точке секушка приостанавливается и свободно планирует в сторону от верхней точки на 30 – 40 градусов. При этом также активно колеблется, искрится. В фазе свободных затухающих колебаний до принятия секушкой вертикального положения происходит нечто подобное. Далее вроде бы должно наступить состояние равновесия и покоя, но «планирующая» продолжает совершать вращение вокруг своей продольной оси 2 – 4 раза. Этот эффект происходит из-за смещённого центра тяжести секушки и некоторого закручивания лески. На рыбалке в этот момент я иногда двумя пальцами дополнительно прокручиваю леску в районе лунки, усиливая этот эффект. И сердце моё улыбается, когда на том конце волшебной нити доведённый до состояния аффекта полосатик заглатывает приманку!
При тестировании секушки в белой ванне помимо активной игры, как таковой, под воздействием освещённости в ванне заметно движение воды около секушки. Про роль органа боковой линии рыб всем известно. Это важно!
Такая искристо-бурлящая «игра» приманки привлекает окуня, а движение секушки после затухания колебаний и принятия вертикального положения дополнительно провоцирует окуня на поклёвку! Время между взмахами увеличивается до 6-ти секунд.
Это моё ноу-хау. К этой секушки я шёл лет 20 и она работает по окуню на мелководье безотказно, как автомат Калашникова модернизированный…
Если на «планирующую блесну» установить только одинарный крючок, то помимо всего вышесказанного в технике блеснения появляется новая интересная функция. «Планирующая» при взмахе отклоняется от вертикали уже дальше в отличии от секушки с 2-мя крючками. Это отклонение составляет 15 – 25 градусов, при этом приманка ещё более активнее (ведь крючок-то только один) переваливается с боку на бок. Далее в верхней мёртвой точке секушка приостанавливается и свободно планирует в сторону от верхней мёртвой точки до 45 градусов и естественно дальше уходит от лунки. При этом также активно колеблется, искрится. Даём блесне свободно упасть на дно на максимальное расстояние. Далее возможно протаскивание секушки по дну водоёма с поддёргиванием приманки за хвостовую часть вверх-вниз с различной частотой и амплитудой. Или просто с шевелением секушкой на дне, протаскиванием и опять с шевелением. В таких случаях насадка на крючок опарыша, мотыля или сдавленного окунёвого глаза может значительно активизировать клёв.
Очевидно окуню кажется, что некое существо схватило и тащит по дну в укромное местечко лакомого мотыля. Заметьте, «его», окунёвого мотыля!
В романе О. Генри благородный жулик Энди Такер «каждый доллар в руке у другого... воспринимал как личное оскорбление, если не мог воспринять его как добычу». Именно этим окунь и напоминает мне данного литературного персонажа, окунь тоже считает мотыля во рту соперника за личное оскорбление…
Источник: http://fisher.spb.ru/club.php |